Истории промыслов Печать

Народное декоративно - прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям. Это проявляется во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

 

Рожденная в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой. Законами которой является обновление ее жизнетворных сил. Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции.Многие промыслы, занятые изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест в мире занимает Гжель - самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики (изначальная технология производства из красной глины) позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали.

Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.

После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение фарфором,поддержанное большим спросом на него привело к постепенному сокращению производства майолики.

С начала XIX в. Фарфор (самый высокотехнологический процесс) и фаянс (нечто среднее между майоликой и фарфором) заняли господствующее положение в гжельском промысле.

Ощущался экономический расцвет производства, крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.

Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла" скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Со второй половины XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта.

Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками (настоящее золото), составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.

Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Применяя механические способы декорирования фарфора (печать, декалькомания), они выпускают на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.

Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться. Создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Однако их продукция в 1930-е годы еще не достигает высокого уровня. Лишь со второй половины 1940-х годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А. Б. Салтыкова при участии талантливой художницы Н. И. Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным.

Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия шло очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. Творческие силы мастеров и художников тогда были сконцентрированы в объединении «Гжель» , которое представляло народный промысел в новом качестве.

С середины 80-х годов в стране началась перестройка приведшая к несостоятельности монополистические системы в экономике и политике производственных гигантов, что привело к началу создания мелких предприятий. Так в 1990 году, в 60 км. от Москвы по Егорьевскому шоссе, в селе Карпово было создано Производственно - торговое предприятие «Жгель».

В основу названия предприятия было заложено древнее имя гжельского региона. Жечь - глину - смысл этого словосочетания.

Именно название во многом определило концепцию нашего производства. Бережное сохранение и дальнейшее развитие художественных традиций гжельского промысла. В своей работе «Жгель» акцентируется на проверенной и хорошо зарекомендовавшей себя схеме небольшого, чутко реагирующего на спрос сегодняшнего рынка предприятия с постоянно обновляющимся ассортиментом. Продолжается выпуск изделий уже по отработанным приемам, на предприятии ведется систематическая работа по совершенствованию технологии производства изделий.

Благодаря этому удается создать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурными деталями и небольшой скульптурой. Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют исключительно ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету.

Даже при господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного рода шкатулки, сахарницы, масленки,и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях - целые сюжеты с пейзажами, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, изображенные условными средствами декоративного искусства.

Не забывают наши художники и традиционную для старой Гжели полицветную роспись. Здесь также широк диапазон предметов: чайники, часы, кувшины, кружки и другие изделия, привлекающие внимание многоцветностью красок. За период своей деятельности предприятие достаточно твердо зарекомендовало себя на отечественном рынке.

В число постоянных заказчиков ПТП «Жгель»входит: Московская государственная дума, Государственная дума РФ, Московская Патриархия, Министерство образования РФ, Олимпийский комитет, УГПС и др. Особо хочется отметить работу наших художников по созданию проекта сервиза столовой посуды для Патриаршего стола в Храм Христа Спасителя. Этот проект был лично одобрен Патриархом Всея Руси Алексеем II - как соответствующий духу воссоздания Храма. Некоторую известность предприятие имеет и за рубежом. В 1992 году администрация ППТ «Жгель» посетила город Париж, где состоялась встреча с мэром Жаком Шираком (впоследствии ставшим президентом Франции), а в городской мэрии была проведена небольшая выставка. С этого времени начались международные контакты нашей фирмы. На сегодня образцы изделий Жгельской продукции находятся в Лувре, в мэриях Лондона, Сиднея, Оттаве. Особое внимание и долгосрочное развитие отношений ПТП «Жгель» уделяет сотрудничеству с различными отечественными организациями, производствами и фирмами, создавая на основе традиционных форм предметов и росписей совершенно новые изделия, характерные только для каждой конкретной фирмы (эксклюзивные изделия). Такое сотрудничество позволяет обрести партнерам собственное лицо, национальный колорит, стиль и манеру. В 1992 году ПТП «Жгель» одно из первых предприятий Гжели вступило в АО «Фарфор». В 1993 году фирма получила статус народных промыслов. За прошедший период и по настоящее время деятельность предприятия много раз была отражена в ряде публикаций средств массовой информации, ТВ и радио. На сегодняшний день на ПТП «Жгель» работают 50 - 60 человек. Творческий оллектив состоит из авторов - художников: Ермаков Юрий, Сысоев Михаил, Гольдберг Евгений, Дрезгунов Игорь, Петин Руслан, Сидоров Алексей, Шестаков Олег и др. Являясь одним из продолжателей древнего прикладного искусства, коллектив r предприятия понимает ответственность за развитие и сохранение народных традиций и приложит все знания и усилия в дальнейшее процветание гжельского промысла. Будем рады сотрудничеству с Вами!